Суббота
18.05.2024
18:31
Форма входа
Облако тегов
Поиск
Наш опрос
Оцените мой сайт
Всего ответов: 13
Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0
Детский мир
Главная » Файлы » Методическая копилка

Инновационные учебные пособия. Статья.
[ Скачать с сервера (108.0 Kb) ] 02.08.2013, 16:21

Учебные пособия для начальной школы, разработанные

с учетом требований  федерального государственного образовательного  стандарта начального  общего образования

     

    1.Контроль как компонент образовательного процесса                                                  

   Чтобы обрести свое новое качество и подготовить подрастающее поколение к жизни, система образования постепенно переходит в режим инновационного развития во всех составляющих ее компонентах ─ целях, нормативах, организационных формах.

   Одним из важнейших направлений модернизации российского образования является построение Общероссийской системы оценки качества образования (ОСОКО), в том числе создание эффективных инструментов контроля и управления качеством образования.

   В самой системе образования изменения произошли и в подходах к оценке качества образования, что потребовало совершенствования методов и форм контроля.

   На современном этапе контроль рассматривается как компонент образовательного процесса, следовательно, он должен соответствовать современным педагогическим требованиям и основным приоритетам образования. Давать наиболее яркую картину уровня знаний учащихся, выявлять одарённых детей.

    В связи с этим   творческая группа учителей начальных классов МОБУ СОШ № 10 г. Таганрога и коллектив издательства «Легион» (оно включено в перечень издательств, имеющих право выпускать учебную литературу) особое внимание уделяют разработке учебных пособий, посвященных контролю, в том числе и в тестовой форме.

    Невозможно не согласиться с тем, что тестовая форма – одна из актуальных в настоящее время форм контроля качества знаний, поскольку является объективной, эффективной и быстрой диагностикой знаний, позволяющей :

 

·        проверять усвоение программного материала одновременно у большого количества учащихся и выявлять пробелы в знаниях учащихся по какой-либо теме;

·        применять их как при фронтальной проверке знаний, так и при индивидуальной работе с учащимися;

·        осуществлять как промежуточный, так и текущий контроль;

·        экономить учителю время, затрачиваемое на проверку контрольных работ;

·        получить наглядную картину успеваемости и систематизировать контроль;

·        каждому учащемуся проверить свои силы, выработать умение самостоятельно планировать выполнение работы;

·        повысить интерес учащихся к предмету, заинтересовав их заданиями различного типа (в том числе и заданиями повышенной сложности);

·        формировать различные виды компетенций;

·        привить навыки работы с тестами, постепенно готовить детей к предстоящей итоговой аттестации в 9-ом и 11-ом классах;

·        сохранить единство образовательного пространства, преемственность ступеней образовательной системы.

 

Вариативность заданий, предлагаемых в учебно-методической литературе,  помогает оценить уровни  контроля деятельности  учащихся начальной школы и позволяет формированию актуального рефлексивного контроля. Три уровня сложности, базовый, высокий и повышенный, система диагностики  и портфолио  позволяют выявить уровни развития оценки деятельности и помогают формированию актуально-адекватной прогностической оценки у обучающихся к концу начальной школы.

   

    2.Учебные пособия, реализующие идеи стандартов второго поколения

   Направление «Начальная школа» (2-4 классы) представлено:

-       учебными пособиями по русскому языку, математике, окружающему миру, литературному чтению;

-       справочным пособием по литературному чтению и русскому языку.

   Авторские коллективы подготовили тесты для промежуточной аттестации, текущего и тематического обучения и контроля. В ближайшей перспективе каждый школьный предмет будет представлен тестовыми заданиями разных типов.

     Данная литература ориентирует на компетентностный подход, направляющий на создание таких педагогических ситуаций, которые моделируют реальные жизненные ситуации, требующие проявления соответствующей компетенции. Предполагается, что ключевые компетенции носят надпредметный характер и необходимы в любой области деятельности. Компетенция означает способность человека устанавливать связь между знанием и реальной ситуацией, осуществлять принятие решений в условиях неопределённости и вырабатывать алгоритм действий по его реализации. В зависимости от характера задач, стоящих перед человеком, выделяют виды компетенции:

·        коммуникативная  компетенцияумение эффективно действовать  в сфере взаимоотношений;

·        информационная компетенция умение эффективно действовать в сфере поиска и обработки информации;

·        организационная компетенция умение эффективно действовать в сфере решения реальных проблем (задач);

·        нравственная компетенция умение эффективно действовать на основе ценностных ориентаций;

·        компетенция личностного самоопределения умение понять свою сущность, определить своё «Я» (место, роль) в данных условиях временном промежутке, месте, окружении для эффективной реализации своих потенциальных возможностей.

     В современных условиях школа переходит к новой программе образования – развивающей, когда критерием результативности деятельности учителя являются сознательно усвоенные знания учащимися, сформированная мотивация учения, учебные действия и самооценка деятельности, учащийся становится субъектом образовательного процесса.

      Учебные пособия, разработанные творческой группой учителей МОБУ СОШ

№ 10 г. Таганрога, направлены на формирование способности и готовности учащихся реализовать универсальные учебные действия, и позволяют повысить эффективность образовательно-воспитательного процесса в начальной школе. Они могут стать основой проведения мониторинга с целью оценки успешности личностного и познавательного развития младшего школьника.

      Универсальный справочник для учащихся 1-4 классов по русскому языку и литературному чтению является основным помощником для учащихся и их родителей при подготовке домашних заданий, для систематизации знаний учащихся.

       

              

3. Характеристика учебно-методических пособий

     Учебно-методические пособия разработаны в соответствии с примерной программой начального общего образования по русскому языку и литературному чтению; содержат перечень проверяемых умений. Тесты содержат задания двух типов:  задания базового уровня и уровня повышенной сложности (они помечены в тестах звёздочкой и отделены от заданий базового уровня картинкой-символом).В работах предполагаются задания с выбором ответа и задания со свободным ответом, поэтому желательно использовать книги в режиме рабочей тетради для каждого ребёнка. Материалы пособий позволяют проверить степень усвоения теоретического материала и определить у обучающихся умения использовать полученные знания на практике. Предлагается определённая система оценивания учащихся.  Наличие ответов позволяет работать с книгой не только на уроках, но и дома: родители смогут объективно и самостоятельно оценить уровень знаний своего ребёнка и подготовить его к проведению контрольных работ. Учебно-методические пособия содержат дневники достижений учащихся  и комментарии  учителя.

    1. Книга «Тесты по русскому языку. 3-й класс» предназначена для промежуточной аттестации учащихся 3-х классов по всем основным темам программы. Она с успехом может использоваться также и в начале четвёртого класса с целью стартовой диагностики знаний учащихся.

    В книге представлено 25 тестов.  Структура тестов  позволяет осуществлять как итоговый, так и промежуточный контроль, причём некоторые задания могут быть использованы также во 2-ом и 4-ом классах. Тесты носят обобщающий характер. Их можно использовать в качестве контрольных работ по предмету.

   Книга проста и удобна в использовании: все 25 тестов единообразно структурированы и равноценны по уровню сложности, что позволяет применять их как при фронтальной проверке знаний (большое количество вариантов даёт возможность индивидуализировать процесс проверки), так и при индивидуальной работе с учащимися. Кроме того, дифференциация заданий на два типа — на задания базового уровня и уровня повышенной сложности — даёт возможность учителю работать на уроке одновременно с учетом индивидуальных способностей ученика.

   Авторы обращали внимание также на коммуникативный аспект в обучении русскому языку, имеющий большое значение в начальной школе, поэтому давали задания открытого типа и включали задания, направленные на развитие речи учащихся.

    Разнообразие тестовых заданий позволило авторам избежать однообразных повторов, что положительно сказывается на выработке у учащихся аналитических умений. При составлении заданий авторы учли также возрастные психолого-педагогические особенности младших школьников и включили в книгу главу «Учение с увлечением», в которой по разделам школьного курса даны в основном задания открытого типа, содержащие занимательные материалы, сопровождаемые наглядностью, а также творческие и нестандартные мини-задания, предполагающие, во-первых, глубокое знание предмета, во-вторых, сообразительность и языковое  чутьё и, в-третьих, способность к нестандартному мышлению. Учитель может использовать задания этой главы для проведения олимпиад по русскому языку.

 

     2. Книга «Русский язык. Тесты. 2-й, 3-й, 4-й классы».

Особенность книги  заключается в том, что в ней собрано по пять вариантов работ для каждого класса, следовательно, её можно приобрести каждому ребёнку во 2-м классе на три года обучения. 

     Структура тестов такова, что позволяет осуществлять как промежуточный, так и текущий контроль, тесты носят обобщающий характер, хотя могут использоваться для отработки какой-либо отдельной темы по русскому языку.  Кроме того, дифференциация заданий на два типа — на задания базового уровня и уровня повышенной сложности (они помечены в тестах звёздочкой и отделены от заданий базового уровня картинкой-символом).В работах предполагаются задания с выбором ответа и задания со свободным ответом, поэтому желательно использовать книги в режиме рабочей тетради для каждого ребёнка.

      Тесты для 2-го класса позволят провести стартовую диагностику учащегося в начале 2-го класса, в конце 2-го — осуществить промежуточную аттестацию, а когда ребёнок пойдёт в третий класс, то эти же тесты помогут  продиагностировать  учащегося на следующей ступени обучения.

И так с каждым классом — 2-м, 3-м и 4-м — в начальной школе. Кроме того, эта книга очень удобна для работы в классах с небольшой наполняемостью, в группах продлённого дня и в малокомплектных школах, где учитель вынужден одновременно работать с учащимися разных возрастных категорий. А для более углублённого изучения школьного предмета учитель может воспользоваться другими книгами издательства «Легион» с большим количеством вариантов тестов — до тридцати, предназначенными для 2-го, 3-го и 4-го классов.

 

3.     Пособие «Русский язык: тематические тесты. 4-й класс».

    Книга содержит тесты по  темам, изучаемым в 4-ом классе, по русскому языку.   Материалы книги позволяют:  отработать новую тему по русскому языку и закрепить пройденную (каждая тема представлена в трёх вариантах, параллельных по структуре); применять их как при фронтальной проверке знаний, так и при индивидуальной работе с учащимися; проверить степень усвоения теоретического материала по ключевым грамматико-орфографическим темам; определить наличие у младших школьников умения использовать полученные знания на практике; выявить пробелы в знаниях учащихся по теме и откорректировать план работы по повторению и закреплению пройденного материала, повысить интерес учащихся к предмету, заинтересовав их оригинальными заданиями различного типа.

 

4. Литературное чтение. Тесты. 2-й, 3-й, 4-й классы. Тренировочная тетрадь.

   Книга содержит по 5 тестов для 2-го, 3-го и 4-го классов.

   Повышает интерес к предмету,  т.к. включает задания различного типа.

Имеет иллюстрации, используемые в заданиях с учебной целью.

Каждый тест включает три части.

 

Часть 1 содержит задания с выбором ответа из предложенных вариантов.

Часть 2  - несколько заданий открытого типа, отмечено картинкой символом.

Часть 3  - одно задание повышенного уровня сложности, отмечено звёздочкой.

В подборе дидактического материала явно прослеживается воспитательная направленность.

 

 5-6. Пособия «Комплексные тесты. 2 класс»,  «Комплексные тесты. 3 класс»

     Книга содержит по 5 тестов для промежуточного контроля знаний по  русскому языку, литературному чтению, математике, окружающему миру.

 Прививает навык работы с тестами по различным предметам одновременно, постепенно готовит к  предстоящей итоговой аттестации в 9, 11 классах. Помогает адаптироваться учащимся с различными способностями.

 

7. Справочное пособие «Русский язык. Литературное чтение.1-4 классы. Справочник для ученика начальной школы».

В справочнике в доступной и сжатой форме представлен материал для учащихся 1 - 4-х классов по предметам русский язык и литературное чтение.  Актуальность и новизна книги – в полном соответствии ее содержания требованиям образовательного стандарта второго поколения. Изложение материала ориентирует ученика на практическое применение полученных знаний, на формирование компетентностей – востребованных способов деятельности.

 Разделы «Русский язык» и «Литературное чтение» включают большое количество схем и таблиц, памяток и алгоритмов, лингвистические сказки. Этот раздел особо уникален тем, что в нем представлена информация о различных литературных жанрах, даны подробно литературоведческие понятия, ранее этот раздел не был представлен так ярко и подробно в других справочниках для начальной школы. 

 

В заключении отметим, что тестовые задания, представленные в вышеперечисленных учебно-методических пособиях не привязаны к конкретному УМК.

Авторы:

 Кравцова С.А., учитель начальных классов высшей категории,зам. директора по УВР, г. Таганрог, МОБУ СОШ № 10;

Уринева С.А.,  учитель начальных классов высшей категории, зам. директора по УВР, г. Таганрог, МОБУ СОШ № 10;

 

 

Перечень  учебно-методических пособий:

 

1.Русский язык.3-й класс. Тесты для промежуточного контроля. Олимпиадные задания : учебное пособие / Под ред. Н.А. Сениной. ─ Изд. 2-е, перераб.-Ростов н /Д: Легион, 2011;

2.Русский язык. Тесты. 2-й, 3-й, 4-й класс. Тренировка, контроль, диагностика, портфолио: учебное пособие /Под ред. Н.А.Сениной. ─Изд. 2-е, перераб.-Ростов н /Д : Легион, 2011;

3.Русский язык.4-й класс. Тематические тесты. Тренировочная тетрадь: учебное пособие /Под ред. Н.А. Сениной. ─ Изд. 2-е, перераб. -Ростов н/Д: Легион, 2011.

 4.Русский язык. Литературное чтение.1-4 классы. Справочник для ученика начальной школы: справочное пособие / Под ред. Н.А. Сениной. ─ Изд.3-е,перераб.- Ростов н /Д : Легион, 2011.,

5.Комплексные тесты.3-й класс.Русский язык, литературное чтение, математика, окружающий мир: учебно-методическое пособие /Под ред. Н.А. Сениной. ─ Изд. 2-е, перераб .-Ростов н /Д : Легион, 2011.,

6.Комплексные тесты.2-й класс.Русский язык, литературное чтение, математика, окружающий мир: учебно-методическое пособие /Под ред. Н.А. Сениной. ─ Изд. 2-е, перераб . -Ростов н /Д : Легион, 2011.,

7. Литературное чтение. Тесты. 2-й, 3-й, 4-й классы. Тренировочная тетрадь. Тренировка, контроль, диагностика, портфолио: учебное пособие /Под ред. Н.А. Сениной. ─ Изд. 2-е, перераб.-Ростов н /Д : Легион, 2011.. Авторский коллектив : Кравцова С.А., Н.А. Сенина, Уринева С.А.

Категория: Методическая копилка | Добавил: Машка
Просмотров: 426 | Загрузок: 175 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Имя *:
Email *:
Код *: