Развитие интеллектуальных способностей и креативного
мышления средствами нестандартных заданий по русскому языку и литературному чтению в начальной школе
«Школьное образование должно соответствовать
целям опережающего развития». С такой инициативой обратился Президент РФ
Дмитрий Анатольевич Медведев к Федеральному собранию РФ. Инициатива «Наша новая школа» включила в себя
пять направлений, одним из которых стала работа с одаренными детьми.
Выявление
одаренных учащихся, их
сопровождение стали одним из
важнейших аспектов деятельности школы. Особое внимание уделяется созданию
условий для оптимизации образовательной
среды через совершенствование учебного процесса, разнообразные формы учебной и
внеучебной деятельности учащихся.
Одним из способов развития одаренности у
обучающихся начальной школы является
проведение уроков на проблемно-поисковом уровне, путем использования
развивающих заданий. В
связи с этим учителя начальных классов
МОБУ СОШ № 10 г. Таганрога Кравцова С.А.и Уринева С.А., разработали учебные пособия по предметам
«Русский язык» и «Литературное чтение», помогающих формированию
интеллектуального, академического, творческого типа одаренности (1. Русский язык.3-й
класс. Тесты для промежуточного контроля. Олимпиадные задания : учебное пособие
/ Под ред. Н.А. Сениной. ─ Изд. 2-е, перераб.-Ростов н /Д: Легион, 2011. Авторский коллектив : Кравцова С.А., Н.А. Сенина, Уринева С.А.,
Харченко Т.П., Шахматова И.С.)
2. Литературное
чтение. Тесты. 2-й, 3-й, 4-й классы. Тренировка, контроль, диагностика,
портфолио: учебное пособие /Под ред. Н.А. Сениной. ─ Изд. 2-е, перераб.-Ростов
н /Д : Легион, 2011.. Авторский коллектив : Кравцова С.А., Н.А. Сенина, Уринева
С.А.)
Учебно-методическое пособие «Русский язык. 3-й класс. Тесты для промежуточного контроля.
Олимпиадные задания» включает 25 тестов. Задания
дифференцированы на два уровня: базовый и повышенной сложности, что позволяет
оптимизировать учебный процесс с учетом индивидуальных способностей
обучающихся. Авторы обращали внимание также на коммуникативный аспект в
обучении русскому языку, имеющий большое значение в начальной школе, поэтому
давали задания открытого типа и включали задания, направленные на развитие речи
учащихся.
При составлении заданий авторы учли
возрастные психолого-педагогический особенности младших школьников и включили в
учебно-методическое пособие главу «Учение с увлечением», в которой по
разделам школьного курса даны задания открытого типа, содержащий творческие и
нестандартные мини-задания, направленные на углубление знаний по предмету,
эрудированность, развивающие языковое
чутье, способность к нестандартному мышлению.
Приведем примеры некоторых заданий.
* В школе ждали
участников КВН из другого города. Вечером пришла телеграмма: «УЧАСТНИКИ ВЫЕЗЖАЮТ УТРОМ ВСТРЧАЙТЕ». Все были в
недоумении. Как ты думаешь, почему?
*Какие слова,
если написать их с маленькой буквы, станут бессмысленными?
1) Надежда, 2) Алексей, 3) Вера, 4) Роман, 5) Елена, 6) Любовь.
* В одном из слов
суффикс имеет другое значение, чем в остальных. Найди «лишнее» слово и выпиши
его. Объясни свой выбор.
1) хлебница, 2)
сахарница, 3) яичница, 4) супница, 5) салатница.
Учебно-методическое пособие «Литературное чтение. Тесты. 2-й, 3-й, 4-й классы» содержит по 5 тестов для 2-го,
3-го и 4-го классов, включает
задания различного типа сложности, что позволяет формировать индивидуальный
стиль деятельности, гибкость и оригинальность мышления, способность
рассматривать проблему с разных точек зрения, самостоятельность и независимость
в суждениях, способствует расширению словарного запаса и легкости в общении. В подборе
дидактического материала прослеживается воспитательная направленность.
Задания повышенного уровня сложности предполагает умение сформулировать
и записать развернутый ответ в виде мини-сочинения философской
или фантастической направленности.
*
На основе предложенного научно-популярного текста предлагается ответить на
вопрос:
- Как
ты думаешь, что важно увидеть в природе ученому, а что - художнику слова? Напиши свое мнение.
*
По тексту «Не лает, не кусает…» (о появлении замков)из книги «Хочу все знать»
предлагается задание:
- Пофантазируй,
какой надежный замок мог бы изобрести ты.
*
На основе воспитательного рассказа Л.Пантелеева «Трус» обучающимся предложено следующее задание:
- Мальчик преодолел свой страх. Почему же тогда автор
называет его обидным словом?
В процессе выполнения этих заданий
формируются ключевые компетенции, играющие важную роль в развитии одаренности.
Учебно-методические пособия разработаны в соответствии с
примерной программой начального общего образования по русскому языку и
литературному чтению,
реализуют идеи федерального государственного образовательного стандарта
начального общего образования. |