Суббота
18.05.2024
20:39
Форма входа
Облако тегов
Поиск
Наш опрос
Оцените мой сайт
Всего ответов: 13
Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0
Детский мир
Главная » Файлы » Методическая копилка

Инновационные технологии
[ Скачать с сервера (16.6 Kb) ] 01.08.2013, 21:09

Развитие интеллектуальных способностей и креативного мышления средствами нестандартных заданий по русскому языку и литературному чтению в начальной школе

  «Школьное образование должно соответствовать целям опережающего развития». С такой инициативой обратился Президент РФ Дмитрий Анатольевич Медведев к Федеральному собранию РФ.  Инициатива «Наша новая школа» включила в себя пять направлений, одним из которых стала работа с одаренными детьми.

     Выявление  одаренных  учащихся,  их  сопровождение  стали одним из важнейших аспектов деятельности школы. Особое внимание уделяется созданию условий для  оптимизации образовательной среды через совершенствование учебного процесса, разнообразные формы учебной и внеучебной деятельности учащихся.

      Одним из способов развития одаренности у обучающихся начальной школы  является проведение уроков на проблемно-поисковом уровне, путем использования развивающих заданий.    В связи с этим   учителя начальных классов МОБУ СОШ № 10 г. Таганрога Кравцова С.А.и Уринева С.А.,  разработали учебные пособия по предметам «Русский язык» и «Литературное чтение», помогающих формированию интеллектуального, академического, творческого типа одаренности (1. Русский язык.3-й класс. Тесты для промежуточного контроля. Олимпиадные задания : учебное пособие / Под ред. Н.А. Сениной. ─ Изд. 2-е, перераб.-Ростов н /Д: Легион, 2011. Авторский коллектив : Кравцова С.А., Н.А. Сенина, Уринева С.А., Харченко Т.П., Шахматова И.С.)

2. Литературное чтение. Тесты. 2-й, 3-й, 4-й классы. Тренировка, контроль, диагностика, портфолио: учебное пособие /Под ред. Н.А. Сениной. ─ Изд. 2-е, перераб.-Ростов н /Д : Легион, 2011.. Авторский коллектив : Кравцова С.А., Н.А. Сенина, Уринева С.А.)

 

        Учебно-методическое пособие «Русский язык. 3-й класс. Тесты для промежуточного контроля. Олимпиадные задания» включает 25 тестов. Задания дифференцированы  на два уровня:  базовый и повышенной сложности, что позволяет оптимизировать учебный процесс с учетом индивидуальных способностей обучающихся. Авторы обращали внимание также на коммуникативный аспект в обучении русскому языку, имеющий большое значение в начальной школе, поэтому давали задания открытого типа и включали задания, направленные на развитие речи учащихся.

     При составлении заданий авторы учли возрастные психолого-педагогический особенности младших школьников и включили в учебно-методическое пособие  главу «Учение с увлечением», в которой по разделам школьного курса даны задания открытого типа, содержащий творческие и нестандартные мини-задания, направленные на углубление знаний по предмету, эрудированность,  развивающие языковое чутье, способность к нестандартному мышлению.  

     Приведем примеры некоторых  заданий.

* В школе ждали участников КВН из другого города. Вечером пришла телеграмма: «УЧАСТНИКИ  ВЫЕЗЖАЮТ УТРОМ ВСТРЧАЙТЕ». Все были в недоумении. Как ты думаешь, почему?

*Какие слова, если написать их с маленькой буквы, станут бессмысленными?

1) Надежда,  2) Алексей, 3) Вера, 4) Роман, 5) Елена, 6) Любовь.

* В одном из слов суффикс имеет другое значение, чем в остальных. Найди «лишнее» слово и выпиши его. Объясни свой выбор.

1) хлебница, 2) сахарница, 3) яичница, 4) супница, 5) салатница.

     Учебно-методическое пособие «Литературное чтение. Тесты. 2-й, 3-й, 4-й классы» содержит по 5 тестов для 2-го, 3-го и 4-го классов, включает задания различного типа сложности, что позволяет формировать индивидуальный стиль деятельности, гибкость и оригинальность мышления, способность рассматривать проблему с разных точек зрения, самостоятельность и независимость в суждениях, способствует расширению словарного запаса и легкости в общении. В подборе дидактического материала  прослеживается воспитательная направленность.

     Задания повышенного  уровня сложности предполагает умение сформулировать и записать развернутый ответ в виде мини-сочинения  философской   или фантастической направленности.

* На основе предложенного научно-популярного текста предлагается ответить на вопрос:

- Как ты думаешь, что важно увидеть в природе ученому, а что - художнику  слова? Напиши свое мнение.

* По тексту «Не лает, не кусает…» (о появлении замков)из книги «Хочу все знать» предлагается задание:

- Пофантазируй, какой надежный замок мог бы изобрести ты.

* На основе воспитательного рассказа Л.Пантелеева «Трус» обучающимся  предложено следующее задание:

- Мальчик  преодолел свой страх. Почему же тогда автор называет его обидным словом?

     В процессе выполнения этих заданий формируются ключевые компетенции, играющие важную роль в развитии одаренности.

      Учебно-методические пособия разработаны в соответствии с примерной программой начального общего образования по русскому языку и литературному чтению, реализуют идеи федерального государственного образовательного стандарта начального общего  образования.

Категория: Методическая копилка | Добавил: Машка
Просмотров: 565 | Загрузок: 94 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Имя *:
Email *:
Код *: